05.02.2019
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОУ
Содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ построено в
соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного
образования.
Основными приоритетными
направлениями в деятельности образовательного учреждения
являются сохранение и укрепление здоровья и
художественно-эстетическое развитие детей.
Содержание деятельности
включает все основные направления развития личности ребёнка-дошкольника: физическое, познавательное, речевое,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и
содействует формированию разносторонних способностей ребёнка (умственных,
коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению
специфических видов детской деятельности (предметной, игровой,
театрализованной, изобразительной, музыкальной и др.).
Основные цели и задачи развития детей
Социально‑коммуникативное
развитие направлено
на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках; формирование основ безопасности в быту,
социуме, природе.
Познавательное
развитие предполагает
развитие любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое
развитие включает
владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте.
Художественно-эстетическое
развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое
развитие включает
приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том
числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми
с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной
сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.).
Образовательный процесс строится с учётом принципов интеграции \
образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников. Так, согласно
принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только
процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнении и
занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через
физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры
с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
образовательный процесс строится с учётом оптимальной двигательной активности
во всех видах детской деятельности.
Такой подход не только стимулирует физическое
развитие, но и способствует более успешному решению остальных
образовательных задач. Аналогично реализуется интегративный подход при
решении образовательных задач по остальным образовательным направлениям: социально-личностному,
познавательно-речевому, художественно-эстетическому.
Образовательный процесс обеспечивает единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в ходе реализации
которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию дошкольников.
Образовательный процесс
строится на адекватных возрасту формах работы с детьми и
условно подразделяется на:
- образовательную деятельность,
осуществляемую в процессе различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения) – далее непосредственно образовательная деятельность;
-совместную деятельность,
осуществляемую в ходе режимных моментов;
-самостоятельную деятельность
детей;
-взаимодействие с
семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Выбор форм работы осуществляется педагогом
самостоятельно и зависит от возраста детей, оснащенности ДОУ, культурных и
региональных особенностей, специфики ДОУ, от опыта и творческого подхода
педагога.
В работе с детьми
младшего и среднего дошкольного возраста используются
преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной
деятельности, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
Организованная образовательная деятельность предусматривает следующие виды деятельности:
-игры (дидактические,
сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные,
театрализованные, игры-драматизации и
другие);
-чтение
и обсуждение программных произведений, разных журналов, чтение и
рассматривание познавательных и художественных книг, детских иллюстрации;
-решение различных
проблемных ситуации на морально-этические темы;
-наблюдения за
трудом взрослых, за природой, на прогулке, сезонные наблюдения;
-познавательно-исследовательская деятельность,
экспериментирование, конструирование;
-оформление тематических
выставок;
-инсценирование и
драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений;
-рассматривание и
обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстрации к сказкам, игрушек;
-слушание
и обсуждение народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактические игры;
-подыгрывание на
музыкальных инструментах;
-пение;
-танцы, музыкально-ритмические
движения;
-физкультурные занятия.
Образовательная деятельность при проведении режимных
моментов осуществляется в
нескольких направлениях развития детей:
-физическое развитие:
комплексы закаливающих процедур, утренняя гимнастика, подвижные игры и
упражнения во вторую половину дня;
-социально-личностное развитие:
беседы, развитие трудовых навыков, формирование навыков безопасного поведения;
-познавательно-речевое развитие:
создание речевой развивающей среды;
-художественно-эстетическое
развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре,
на прогулках, в изобразительной деятельности и другие.
Самостоятельная деятельность детей
-физическое развитие:
самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе,
спортивные игры и занятия;
-социально-личностное развитие:
индивидуальные игры, все виды самостоятельной деятельности;
-познавательно-речевое развитие:
самостоятельное чтение детьми стихотворений, самостоятельная работа
в уголке книги, сюжетно –ролевые игры, развивающие настольно-печатные
игры, и другие;
-художественно-эстетическое
развитие: самостоятельная изобразительная деятельность, рассматривание репродукции
картин, игра детских музыкальных инструментах.