12.03.2020
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка,
взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития,
которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.
У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и
описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально
приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у
дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в
тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.
Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольников
является актуальной,
поскольку в настоящее время учеными, психологами (А.Н. Леонтьев, Джайнотт X. и
др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного
возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному,
физическому, эмоциональному развитию ребенка.
Целью данной работы является создание
условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения
своего эмоционального состояния, а также профилактика эмоциональных нарушений
Задачами же являются:
1.
Изучение уровня знаний детей и их родителей об эмоциях и способах их
выражения.
2.
Изучение социально-эмоциональной сферы личности ребенка.
3.
Ознакомление детей с различного вида эмоциями, обучение различению их в
графическом изображении.
4.
Подбор средств коррекции эмоционального неблагополучия: организация
досуговой, театрализованной, игровой и других видов деятельности детей,
направленных на развитие эмоциональной сферы детей.
Эмоции – особый класс субъективных
психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний,
ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс
и результат его практической деятельности.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с
эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или в младшей группе
после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия,
их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово
“эмоция” не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста
понятием “настроение”.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые
семь лет. Но оно имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как
никогда бурно и стремительно. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями.
Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием
эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными,
подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и
соотносит с ними свои поступки. Развитию эмоциональной сферы способствуют все
виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других
людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению,
через мимику и пантомимику. Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы
дошкольника, что создает базу для осмысленного усвоения
психолого-педагогических знаний, а в последствие обеспечит эффективность их
применения.
Развитие эмоций и чувств у
дошкольников зависит от ряда условий:
1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального
развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться
к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком.
Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств
дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень
важны доброжелательные взаимоотношения. Неправильное общение в семье может
привести: к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет
потребность в общении со сверстниками; к ревности при появлении второго ребенка
в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным; к страху при выражении
взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. Взрослому
необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и
переживаний ребенка.
2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные
занятия, праздники) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с
восприятием (например, музыки) (см. Приложение 2. Сценарий осеннего утренника “В гостях у Барбоса”).
3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту
дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.
4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка,
группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.
Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и
в наибольшей степени – с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на
состояние детей, их настроение. Для сопереживания и умения проявлять адекватные
реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций
и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.
Способы поведения, которые мы, естественно, демонстрируем ребенку в
обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, часто –
ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития
эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом
направлении. Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и
тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить
своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и
совершенства в управлении самим собой.
Для решения проблем эмоционального развития дошкольником в данной работе
представлены перспективы ближайшего и дальнейшего развития эмоциональной сферы
детей.
Перспективы ближайшего развития:
1.
Изучение эмоционального благополучия детей 3–4-летнего возраста. (Приложение 1)
2.
Подбор средств коррекции у детей нарушений в эмоциональной сфере. (Приложение 2)
3.
Ознакомление родителей с проблемами в эмоциональной сфере их детей.
Разработка рекомендаций, памяток. (Приложение 3)
Перспективы дальнейшего
развития:
1.
Работа с детьми по обучению самоконтролю эмоций и чувств, а также
наблюдению за эмоциями и чувствами других людей.
2.
Применение средств коррекции эмоционального неблагополучия детей.
Список используемой литературы.
1.
Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. Буянова М.И.
– М.:Просвещение, 1990. с. 12–20, 74, 77, 82, 92, 96.
2.
Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие
эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У – Фрактория, 2006. с. 18, 57–64.
3.
www.psyparents.ru/index.php?item=1702
4.
www.school2100.ru/upload/iblock/c9d/...pdf
5.
wiki.iot.ru/index…эмоциональной_сферы_дошкольников
6.
ipklabdo.lanta-net.ru/ipk...
7.
dalin.mospsy.ru/l_03_00/10301115.shtml
8.
festival.1september.ru/articles/501221/
9.
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. –
М.: ВАКО, 2008. С. 45–53, 180–182
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.03.2020
Дата обновления: 17.03.2020
Дата публикации: 12.03.2020